Михаил Кожемякин (m2kozhemyakin) wrote,
Михаил Кожемякин
m2kozhemyakin

Categories:

Симфония шелка, вдохновения и мастерства в Долгопрудненском музее.

Написано для газеты "Долгие Пруды".

Когда в
XVII в. купцы-мореплаватели Нидерландской Ост-индской компании, прославившиеся не только склонностью к колониальным захватам, но и придирчивым вкусом к экзотическим изыскам восточных культур, привезли с островов Индонезии расписные тонкие ткани дивной красоты, в Европе впервые услышали это слово: «батик».

На малайском языке, бывшем в употреблении у жителей Индонезии, это короткое эффектное слово означает примерно: «горячая капля воска». Такая технология окраски тканей, пришедшая к нам из глубины тысячелетий (знатоки утверждают, что ей более двух тысяч лет) и из недр самобытной и утонченной культуры Юго-Восточной Азии (Индонезия, Индия, Китай), предполагает предварительное нанесение узора расплавленным воском с помощью специальной стеклянной трубочки с расширением – «чантинга». Воск не впитывает краску и ограничивает ее распространение, позволяя покрыть ткань затейливыми многоцветными узорами или сюжетными рисунками. Индонезийский батик исторически использовал в качестве основного материала хлопчатобумажные ткани.

Более известный в Европе батик по шелку пришел к нам из Китая и стал особенно популярен за последнее столетие.
Не менее, чем модниц, очарованных воздушной легкостью и радужной цветовой гаммой батика, эта техника вдохновляет и привлекает натуры, умеющие ценить и творить прекрасное – художников. «Батик – это живее искусство, хоть ему и более двух тысяч лет!» - утверждает педагог организатор Мария Геннадиевна Сотникова, руководитель студии «Батик» МБУ Комплексный молодежный центр города Долгопрудный. Выставка произведений художников студии, недавно отметившей свой 10-летний юбилей, открылась 26 декабря 2015 г. в залах Долгопрудненского историко-художественного музея. Ее название звучит как легкий шелест струящейся расписной ткани – «Симфония шелка».


Более полусотни работ в технике батик, то по-праздничному нарядных в своем разноцветии, то выполненных в романтичных полутонах и мягких переходах, созданы молодыми дарованиями нашего города. Марина Геннадиевна особенно подчеркнула, что ее ученицы (студентки и преподаватели ФизТеха, старшеклассницы и учителя, воспитатели детских садов) очень молоды - от 14 до 30 лет. Так что возьму на себя смелость заявить, что долгопрудненский батик – вдохновение молодых душ… К тому же душ исключительно женских (мужчин нежный батик почему-то не занимает), что придает их работам особую деликатность женственности.
Мария Геннадиевна Сотникова рассказала, что ее студия использует технологию т.н. «холодного батика», именуемого также европейским. Роль воска в данном случае выполняет специальный «резерв», химическое вещество, изготавливаемое на основе резины или бензина, которым наносятся на ткань контуры рисунка, а после этого детали росписи окрашиваются специальными красками на основе анилина. Базой, как правило, служит натянутый на подрамник шелк, но можно работать и по другим тканям, например – по крепдешину. Батик – очень трудоемкая и требующая большой сосредоточенности технология, однако результат стоит того: иначе, чем волшебным, феерическим, фантастическим сочетание цветов и декоративных элементов на картинах не назовешь!

Сама Мария Геннадиевна (кстати, музыкант по образованию, что позволяет ей не только чувствовать, но и слышать мелодию шелка и красок) рассказывает, что ее творчество в немалой степени вдохновлено смелыми цветовыми и симфоническими экспериментами  Микалоюса Чурлениса, легендарного литовского художника и композитора начала ХХ в. «Батик – удивительно поглощающее, одухотворяющее, вдохновляющее искусство, - признается она. – Каждая начатая картина зовет тебя приходить, рисовать…» 
Выбор сюжетов работ, представленных на выставке, крайне разнообразен. Молодых художниц нашего города интересуют красоты природы и необъятность стихии, традиционные для батика восточные сюжеты (например, у Анастасии Прокофьевой). Стиль самых молодых мастериц навеян молодежной музыкой, а вот Екатерину Насонову явно вдохновили знаменитые «Подсолнухи» Ван Гога, с картины же иконописца Марианны Денисенко большеглазо смотрит кроткий ангел.
DSCN0072.JPG
Выставка «Симфония шелка» имеет и ярко выраженную образовательную направленность. В рамках ее программы, например, 14 января 2016 г. были проведены мастер-классы для участниц клуба «Серебряный возраст», работающего при Долгопрудненском музее под руководством психолога Центра социального обслуживания населения Галины Григорьевны Пономаревой. Любознательных и вечно молодых участниц клуба познакомила с искусством батика Мария Геннадиевна Сотникова.
Завершая рассказ о выставке «Симфония шелка», хотелось бы выразить искреннюю благодарность директору Долгопрудненского музея Галине Викторовне Якуниной, которую с руководителем студии «Батик» связывает давняя дружба и которая пригласила молодые таланты нашего города представить свое творчество в залах музея. И, разумеется, пригласить на выставку всех долгопрудненцев и гостей нашего города.
Приходите, и среди серой обыденности наших невеселых будней ярко распустятся дивные цветы на шелке! А, если внимательно прислушаться, вы, наверное, услышите нежную и полную жизни музыку батика.
______________________________________________________________Михаил Кожемякин.
   
Tags: Долгие Пруды, искусство
Subscribe

  • ИГРЫ ФОРТУНЫ.

    ЭТО ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РОМАНОВ, НАПИСАННЫЙ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С МОИМ СОАВТОРОМ И ЛУЧШИМ ДРУГОМ ЕЛЕНОЙ ЮРЬЕВНОЙ РАСКИНОЙ (1975-2020). ПОСВЯЩАЮ ЕЕ ДОБРОЙ И…

  • Вандомская колонна - фантом империи.

    Отзвук громовых побед эпохи Наполеона I наложил на облик Парижа весьма заметный отпечаток. Орудийный грохот с полей триумфа честолюбивого…

  • МАЛЬТИЙСКИЕ СОЛДАТЫ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН (Часть 2).

    МАЛЬТИЙСКИЕ ЛЕГИОНЕРЫ ГЕНЕРАЛА БОНАПАРТА. Многонациональный характер Наполеоновской армии хорошо известен. В ее рядах попадались как добровольцы со…

Comments for this post were disabled by the author