Михаил Кожемякин (m2kozhemyakin) wrote,
Михаил Кожемякин
m2kozhemyakin

Categories:

Художник А.И.Шелоумов - баталист, кавалерист, участник двух Мировых и Гражданской войн.

Афанасий Иванович Шелоумов (1892-1983) - еще одно простое и звучное имя "прошлой" России. Российской империи, сметенной Первой мировой и Октябрьской революцией... Белогвардейской России, проигравшей Гражданскую войну... Белоэмигрантской России с ее злоключениями и идеологическими метаниями...
Проживший долгую и наполненную событиями жизнь, А.И.Шелоумов был наделен счастливым талантом к кисти живописца и воплотил на своих полотнах многие бурные и трагические события российской истории ХХ в., свидетелем и участником которых он являлся.

А.Шелоумов. Атака П.Н.Врангеля с эскадроном Лейб-гв. Конного полка на германскую батарею 6 авг. 1914 г.

В кратком изложении вехи этого пути таковы.
Родился Афанасий Шелоумов в Херсонской губернии (по другим данным - в Каменце-Подольском), происходил из "разночинной служащей интеллигенции". С детства его страстью были лошади (он был прекрасный наездник и, как говорится, "сорви голова") и рисование. Два увлечения органично сплетались - лошади стали героями почти всех картин художника, он прекрасный анималист.

Окончив Одесское художественное училище, А.Шелоумов поступил в Петроградскую Императорскую академию художеств, где учился у знаменитого баталиста Н.С.Самокиша.
В 1914 г. запевшие над Европой военные трубы Первой мировой (вскоре ставшие для нее сродни трубам Апокалипсиса) позвали молодого талантливого баталиста вольноопределяющимся в ряды Российской императорской армии. С 10-м Одесским уланским полком он прошел через Юго-Западный и Румынский фронты. Рослый (185 см), атлетически сложенный Шелоумов, отличавшийся бесстрашием и любовью к самым опасным приключениям (неизменный "охотник" всех конных разведок) стал отличным бойцом. За храбрость он был награжден солдатским Георгиевским крестом (возможно - двумя) и произведен в корнеты, а затем в подпоручики; получил "анненский темляк" (орден Св.Анны 4-й ст.) на оружие.

Офицеры Одесского уланского полка на фронте. Возможно, среди них - корнет Шелоумов.

Судьба хранила отважного наездника от тяжелых ранений, но он едва не погиб, когда в сентябре 1916 г. в боях при Добриче (тогдашняя Румыния) болгарские кавалеристы окружили его и выбили из седла, но почему-то не стали ни добивать, ни брать в плен... Наверное, сказалось неистребимое (вне зависимости от превратностей военных союзов монархов и государств) славянское братство или потомственная признательность этих балканских крестьянских парней  русским освободителям Болгарии в 1877-78 гг.

Победители корнета Шелоумова - болгарская кавалерия на Румынском фронте, 1916 г. Издалека почти неотличима от российской... Гримасы войны!

Потом была революция, сначала Февральская, а затем - Октябрьская, развал фронта и "самодемобилизация" Российской армии. Подпоручик Шелоумов, который видел верность присяге и Отечеству в восстановлении "единой и неделимой Империи", примкнул к бригаде Генерального штаба генерал-майора М.Г.Дроздовского и пробился вместе с нею с боями из Ясс на Дон, на соединение с Добровольческой армией генерала Корнилова. Там косившая ряды добровольцев эпидемия тифа свалила его с ног, и встать в строй наш герой смог только к ноябрю 1918 г.
В составе  3-й Офицерской стрелковой генерала Дроздовского дивизии 1-го армейского корпуса Вооруженных сил Юга России Афанасий Шелоумов, уже поручик, вдоволь изведал жестокости Гражданской войны. По его собственным словам, он "повидал много такого, чего лучше было не видеть вовсе" и "окровавился кровью вчерашних товарищей в окопах". В 1920 г.  в составе разгромленной красными Русской армии ген. П.Н. Врангеля он эвакуировался из Крыма в печально знаменитый Галлиполийский лагерь. Предположительно, последним его местом службы в Гражданской войне был Отдельный конный генерала Дроздовского дивизион.

Дроздовцы.

Во время голодного и холодного "галлиполийского сидения" избыток времени, внезапно обрушившийся на разочаровавшегося во всем, кроме искусства, 28-летнего офицера побудил его вновь взяться за карандаш и кисть. "Галлиполийские альбомы" Шелоумова, включавшие лагерные зарисовки с натуры и воссозданные по памяти батальные сцены, вызвали горячее одобрение у его товарищей по несчастью - военнослужащих армии Врангеля, армии без государства. Они фактически проложили испытанному воину, но начинающему художнику дорогу в профессиональное искусство.

А.Шелоумов. Конница Добровольческой армии на походе.

А.Шелоумов. Конная разведка заночевала.

А Шелоумов. Казачий разъезд.

А.Шелоумов. Красная конница в бою за деревню.

С конца 1921 г. офицер-художник Шелоумов вместе с остатками врангелевской армии и тысячами русских беженцев оказался в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (СХС, будущей Югославии). Нужно сказать, с эмиграцией нашему герою повезло, насколько это выражение вообще может быть отнесен к изгнанию. Небольшое балканское королевство, жестоко пострадавшее в Первой мировой войне, было искренне радо внезапному притоку братских рабочих рук, особенно квалифицированным кадрам с высшим образованием, которых среди бежавших из России было предостаточно. Помимо искреннего расположения сербов, черногорцев, македонцев и прочих многонациональных подданных СХС, которое встретили "браћа руси", официальный Белград также создавал трудоустройству и общественной жизни эмигрантов климат максимального благоприятствования. Русские военные структуры местные власти, впрочем, потихоньку "зажимали", но оно и понятно...

Белград 1920-30-х гг.

Русская эмиграция в Королевстве СХС, 1927 г. В первом ряду в черкеске - ген.-лейт. П.Н.Врангель.

Совершенно объективно можно отметить: благодаря русским эмигрантам, особенно представителям технических и творческих специальностей, Королевство СХС в 1920-30-ее гг. сделало заметный скачок вперед в области образования и науки, восстановления истощенной войной экономики и воссоздания национальной интеллигенции взамен сложившей головы запасными поручиками и капитанами 2-го класса (было в Сербской армии такое звание) на полях Балканских и Первой мировой войн.


Афанасий Шелоумов обосновался сначала в гостеприимном и столичном, хоть и заметно порушенном австрияками в 1914-15 гг., Белграде, затем в поисках работы перебрался в Велики Бечкерк (ныне Зренянин, Сербия). Ему удалось найти относительно неплохо оплачиваемую работу бригадира красильщиков в железнодорожных мастерских (сказался офицерский командный опыт - Шелоумов был хорошим организатором). Но главное - теперь он мог рисовать и творить. Как только выдавался свободный час, он менял рабочую спецовку на блузу художника и становился к мальберту. Кроме того, он не терял связей с белой эмиграцией и духовного родства с русской диаспорой, активно участвуя в их общественной и культурной жизни.
Слово исследователю творчества А.И.Шелоумова: "Для него, как и для еще нескольких бывших офицеров-художников, творивших в Югославии, продолжали кровоточить раны мировой и гражданской войн, в памяти не меркли образы той России, которую они потеряли. За 20 лет жизни в этом городе художник создал сотни прекрасных произведений. Будучи приверженцем реалистической школы, он рисовал необъятные просторы России, табуны лошадей, казаков и российских воинов, сцены охоты.
В 1930 году Шелоумов участвует в самой известной тогда выставке русского искусства в Белграде. В ней были представлены более ста русских художников, живших в эмиграции в Европе и Америке. Афанасий Шелоумов представил на суд публики картину "Атака генерала Врангеля на немецкую батарею". Среди других участников Белградской выставки нельзя не упомянуть Бенуа, Билибина, Колесникова, Коровина, Репина и великую княгиню Ольгу Александровну. И поныне ряд полотен Шелоумова хранятся в музеях Белграда. В Бечкереке же не было ни одного русского дома, который бы не украшали картины Шелоумова".
Его талант был крайне многогранен и плодотворен. Историки и искусствоведы до сих пор не могут подсчитать, сколько живописных полотен и набросков А.И.Шелоумова разошлось по музеям и частным собраниями России и Европы. Несколько его картин выставлены в Центральном музее вооруженных сил в Москве. Шелоумов - замечательный баталист, которого отличает не только динамика и драматичность сюжета, но и тщательная прорисовка униформы, оружия и снаряжения бойцов - сказываются знания и пунктуальность боевого офицера. Героями абсолютного большинства картин являются кавалеристы - его род оружия!
109762376_Velikiy_knyaz_Mihail_Aleksandrovich_YUgoZapadnuyy_front_1915_god.jpg
А.Шелоумов. Атака Кавказской туземной конной дивизии против германских драгун.

А.Шелоумов. Сражение при Гумбиннене, 1914 г. (репродукция).
34085_2_CompressedImage.jpeg 34106_2_CompressedImage.jpeg
А.Шелоумов. Этюды офицеров Лейб-гв. Драгунского полка и Собственного Его Величества Конвоя.

А.Шелоумов. Императорский смотр на Кавказе.

С достоверностью военного историка он изображает сюжеты из исторического прошлого России, Кавказа, Украины (напомним, художник родом с Херсонщины, вольные запорожские казаки - одна из его излюбленных тем)...
У Шелоумова множество жанровых, бытописательных и даже подчас морализаторских картин из дореволюционной русской жизни - из той России, которую (единственную!) он считал своей Родиной. Но практически на всех его полотнах присутствуют мастерски прорисованные фигуры лошадей.
id_11637.jpg
А.Шелоумов. Украинские козаки XVII в.

А.Шелоумов. Запорожцы в заснеженной степи.

А.Шелоумов. Имам Шамиль и его мюриды.

А.Шелоумов. Кавказский всадник.

Крутым переломом в судьбе состоявшегося художника и честного труженика Афанасия Шелоумова стала Вторая мировая война, обрушившаяся на Королевство Югославию апрельской грозой блицкрига 1941 г.
Первые месяцы немецко-итало-болгаро-венгерской (ну каждый из союзников Гитлера хотел урвать по куску!) не принесли существенных перемен в жизни русских эмигрантов в Югославии. Поменялись флаги на правительственных зданиях, на улицах появились патрули в "фельдграу" и зазвучала резкая речь оккупантов - для привыкших жить своим замкнутым мирком эмигрантов изменения свелись только к этому. Однако с нападением гитлеровской Германии на СССР, отозвавшимся на Балканах грозовым эхом, война пришла и к ним.

Части Вермахта входят в Белград, апрель 1941 г.

Бессмысленно отрицать, что многие эмигрантские организации, в том числе практически все союзы военной белой эмиграции в 1941 г. в ослеплении ненависти увидели в гитлеровской агрессии на Востоке "крестовый поход против большевизма". Значительную часть белоэмигрантских кругов Югославии подтолкнуло к союзу с немцами также развернувшаяся с лета 1941 г. вооруженная национально-освободительная борьба югославских народов, в которой ведущую роль начали играть коммунисты - здешняя, близкая "красная опасность".
Когда гитлеровцами для борьбы с югославскими партизанами был создан т.н. "Русский охранный корпус" (Russisches Schutzkorps Serbien), около 11,5 тыс. белоэмигрантов влились в его ряды. Среди них, к сожалению, был и наш герой, внезапно вспомнивший о Гражданской войне спустя два десятилетия. Или он просто хотел вернуться в свою молодость?

Смотр 4-го полка "Русского охранного корпуса", Белград, 1942 г. Перед строем - офицеры-белоэмигранты.

Казаки из состава "Русского охранного корпуса".

Захваченные карателями югославские партизаны.

А.Шелоумов. Прощание с товарищем.
Судя по форме кавалеристов, сюжет может быть посвящен "Русскому охранному корпусу" в Сербии.


Так или иначе, Афанасий Шелоумов в 1942 г. был зачислен в "Русский корпус" рядовым. Первоначально ему не пришлось участвовать в боевых действиях, он занимался в основном охраной различных объектов и коммуникаций. Однако по мере того, как партизанская Народно-освободительная армия Югославии с жестокими боями теснила оккупантов и коллаборационистов, нашлось боевое применение и для 50-летнего добровольца.
В 1944-45 гг. Афанасий Шелоумов снова сражался с винтовкой в руках "против красных", так же отчаянно, как некогда в Гражданскую войну - увы, на неправой и преступной стороне войны... Угрызений совести на сей раз он не испытывал - кто были ему эти сербские или боснийские парни с красными "петокраками" (звездочками - сербск.-хорв.) на пилотках, попавшие в его смертоносный, выверенный еще на фронтах прошлой войны прицел?
А когда все было кончено, и 12 мая 1945 г. остатки "корпуса" завершили свою кровавую эпопею сдачей британским войскам в Австрии, судьба вновь сжалилась над художником, наверное, за его редкий талант. Шелоумов не подлежал выдаче советским военным властям как "никогда не являвшийся советским гражданином" и отделался несколькими месяцами полуголодного пребывания в лагере военнопленных - очередной невеселый шанс освежить воспоминания молодости, на сей раз о Галлиполи.

Освободившись из плена, Афанасий Шелоумов поселился в баварском Штарнберге, близ Мюнхена. Несмотря на перенесенные невзгоды и подорванное войной и пленом здоровье, он продолжал самозабвенно писать, словно желая смыть яркими красками страшные воспоминания. Свою первую выставку в Германии в 1962 г. он посвятил 150-й годовщине Отечественной войны 1812 года, представив на ней серию военно-исторических полотен на эту тему.

А.Шелоумов. Атака Харьковского драгунского полка против французских кирасир.

Настоящая широкая известность пришла к А.И.Шелоумову именно в эти годы. Русскоязычные издания Европы с восхищением писали о замечательном художнике, в 1966 г. репродукции его батальных картин были изданы отдельным альбомом. В 1960-х гг. нью-йоркский издатель К.Мартьянов начал выпускать поздравительные новогодние, рождественские и пасхальные почтовые карточки с картинами А.И.Шелоумова.
В 1982 в Штарнберге торжественно отмечали 90-й день рождения замечательного русского художника Шелоумова, ставшего к тому времени местной знаменитостью. От благодарных сограждан он получил звание почетного гражданина города и в ответ подарил ратуше картину «Русская тройка».

А.И.Шелоумов за работой.

Перевалив за 90-летний юбилей и до конца своих дней сохранив работоспособность и ясный рассудок, Афанасий Иванович Шелоумов ушел из жизни в 1983 г.
Он испытал огонь трех войн, познал тяготы изгнания и лишения бедности, ошибался и расплачивался за свои ошибки, но через свою долгую жизнь пронес два неизменных чувства - стремление к творчеству и любовь к России. За это ему все простится.
____________________________________________________________________________Михаил Кожемякин.
Tags: военная история, искусство
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author