Михаил Кожемякин (m2kozhemyakin) wrote,
Михаил Кожемякин
m2kozhemyakin

Category:

Долгопрудный стал частицей волшебного мира Чюрлениса.

Для газеты "Долгие Пруды", г. Долгопрудный.

Выставка «Сотворение мира, света и гармонии», посвященная творчеству знаменитого литовского художника, композитора и литератора конца XIХ - начала ХХ вв. Микалоюса Чюрлениса, открылась в Долгопрудном. Открытие выставки картин Чюрлениса и музыкально-литературная концертная программа, составленная из произведений мастера, прошли в Долгопрудненской детской музыкальной школе 26 марта, а с 27 марта она начала свою работу в Долгопрудненском историко-художественном музее.


Программа организована совместно Долгопрудненским историко-художественным музеем, Академией русской словесности и изящных искусств им. Г.Р.Державина в Санкт-Петербурге и музеем «Дом Чюрлениса» в Вильнюсе. Выставка произведений Чюрлениса уже успела побывать в Великом Новгороде, Луге, Дубне и повсеместно встречала искренний интерес, рассказал ее куратор от Академии им. Державина Олег Орловский.
«Слава Чюрлениса и любовь к Чюрленису никогда не покидали Россию, как Чюрленис никогда не покидал русского сердца», - заявил, выступая на открытии выставки, известный литовский музыкант и директор музея «Дом Чюрлениса» Рокас Зубовас, который приходится правнуком знаменитому служителю искусств.
Он напомнил, что творчество Микалоюса Чюрлениса получило всемирную известность благодаря широкому интересу к нему в СССР в 1950-60 гг. и в особенности - выставке в Москве в 1975 г.
«Историческим событием, обусловленным традиционным интересом долгопрудненцев к культуре и искусству», назвала выставку директор Догопрудненского историко-художественного музея Галина Якунина. И действительно, в зале музыкальной школы буквально не было свободных мест – по подсчетам организаторов, мероприятие посетили более 450 человек. Внимание долгопрудненцев к наследию знаменитого литовского служителя искусств не случайно. В творчестве многих художников и мастеров прикладного искусства нашего города, особенно долгопрудненской школы художников-космистов Игоря Анисифорова, явственно прослеживаются чюрленисовские мотивы и образы как источник вдохновения.

Литовские пианисты Рокас Зубовас и его супруга Соната Зубовене исполнили для горожан, пришедших на открытие выставки, симфонические поэмы Чюрлениса. В частности, их виртуозная игра в четыре руки вызвала восторженные аплодисменты зала.

Затем посетители смогли познакомиться с полотнами (вернее - факсимильными репродукциями полотен) великого художника. «На выставке представлены более 50 картин Чюрлениса, которые близки нам своей челове¬чностью, музыкальностью, напряженным раздумьем», - рассказали сотрудники Долгопрудненского музея.




…Путь художника, влюбленного в постижение истины, был прям и трагически недолог. Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911) родился в литовском городке Друскеникай, в семье местного органиста, а дедом ему приходился простой литовский крестьянин. Наверное, именно гены, унаследованные от поколений земледельцев, подарили ему такую прочную связь с родной землей и столь острое понимание ее души. У провинциального паренька, с детства демонстрировавшего выдающиеся музыкальные и художественные способности (изначально именно в такой очередности!), с 1889 г. появился влиятельный меценат, разглядевший будущего мастера. Польско-литовский аристократ князь Михаил Огинский обеспечил Чюрленису профессиональное образование в Варшаве и в Лейпциге, а после смерти покровителя молодой мастер, получивший верный посыл и проявивший недюжинные целеустремленность и упорство, продолжал штурм Олимпа искусств уже сам.

Известность пришла к Чюрленису в 1906 г., когда его картины получили высокую оценку искушенной столичной богемы на выставке в Санкт-Петербурге. С тех пор он работал и выставлялся в Вильне (Вильнюсе) и в Петербурге, был вхож в круг объединения российских художников «Мир искусства», увлекался идеями космизма и литовского национального возрождения. Его слава переживала взлеты, которые он принимал без высокомерия, и падения, которые он тяжело переживал. Судьба не была великодушна к мастеру, часто посылая ему непонимание сподвижников и злословие современников, болезни и испытания. Чюрленис был очень требователен к себе и, всегда стремясь к достижению абсолютного совершенства, расточал жизненные силы.
В 1911 г., во время одного из нравственных и творческих кризисов, внезапная тяжелая простуда оказалась для него роковой. Художник скончался и был похоронен в столь любимом им Вильнюсе.

Богатейшее творческое наследие Микалоюса Константинаса Чюрлениса, которого русские друзья называли Николаем Константиновичем, а польские – Кастусем (сокращенное от Константин), включают в достояние своей культуры три соседствующие страны – Литва, Польша и Россия. Литва – по праву рождения художника, его национальной самоидентификации и неиссякаемого вдохновения, которое этот мастер кисти, нот и поэтического слова черпал в неяркой, но исполненной непередаваемого очарования литовской природе. Польша, гордящаяся многовековой доминацией в польско-литовской Речи Посполитой, – по праву языка: польский с детства был основным языком Чюрлениса, именно на польском он писал свои дневники и литературные произведения. Россия – по праву подданства Российской империи, в котором он жил и творил, и еще по одному крайне важному обстоятельству – именно в СССР слава Чюрлениса обрела второе рождение и благодаря этому вновь открылась миру.


Однако волшебный мир картин и музыки Чюрлениса был сотворен им для того, чтобы объединять открытые прекрасному сердца людей разных стран в едином отечестве – искусстве. По этому праву творчество литовского польскоязычного российскоподданного художника принадлежит всему человечеству.
Этот вдохновенный художник прожил всего 35 лет, однако, как отмечают исследователи его творчества, за это время он успел состояться как выдающийся талант и пройти несколько полноценных и плодотворных этапов его развития. Чурленис был крайне работоспособен, современников изумляла его «жажда к творению». Он как будто понимал, что предел близок, и спешил успеть все, охватить необъятное, понять неизведанное.

Около 300 художественных полотен, которые проникнуты явственно слышимой музыкой красоты (Чюрленис так и называл их: «Сонаты», «Фуги», «Прелюдии»), и примерно столько же музыкальных произведений, стройных и многоплановых, как стихи («симфонические поэмы») составляют сохранившийся на сегодняшний день «золотой запас» творчества Чюрлениса, а сколько было потеряно или еще не открыто! Как погибли в Вильнюсе в огне в годы Второй мировой войны большинство литературных произведений Чюрлениса, но и того, что осталось, довольно, чтобы сказать – это был художник слова и композитор рифмы!

Жанр творчества Чюрлениса, сочетавшего элементы модерна и art nouveau (дань духу и вкусу времени) с фольклорными традициями и философскими мотивами, относят к направлению искусства, известному как космизм. «Земля и Небо. Вечное притяжение и вечное отталкивание, а между ними хрупкий человек, такой, казалось бы, незначительный и слабый, но на самом деле сильный, способный соединить в себе это Небо и эту Землю и установить между ними так необходимую им гармонию, сотворив ее прежде всего в себе самом», - написала об этом вечном искателе и созидателе Елена Ивановна Рерих.

Наверное, остается только добавить, что в наше нелегкое время, когда вокруг слишком много суеты, злобы и непонимания, ищущее и созидательное искусство Чюрлениса жизненно необходимо людям и странам как залог надежды, послание мира и пример стремления к свету.
____________________________________________________________Михаил Кожемякин
Tags: Долгие Пруды, искусство, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Йован Дучич. Аve Serbia!

    (Јован Дучић; 1871—1943) — сербский боснийский поэт, писатель и дипломат. AVE SERBIA! (перевод с сербского языка). Твое солнце несем…

  • ИГРЫ ФОРТУНЫ.

    ЭТО ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РОМАНОВ, НАПИСАННЫЙ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С МОИМ СОАВТОРОМ И ЛУЧШИМ ДРУГОМ ЕЛЕНОЙ ЮРЬЕВНОЙ РАСКИНОЙ (1975-2020). ПОСВЯЩАЮ ЕЕ ДОБРОЙ И…

  • Вандомская колонна - фантом империи.

    Отзвук громовых побед эпохи Наполеона I наложил на облик Парижа весьма заметный отпечаток. Орудийный грохот с полей триумфа честолюбивого…

Comments for this post were disabled by the author